| Ремонт и строительство. Что скрывается за низкими расценками?
Москва строится. И строится очень активно. Строятся огромные небоскребы, жилые комплексы, административные здания, бизнес-центры, гостиницы, спортивные сооружения, реконструируются памятники архитектуры. Строятся коттеджные поселки и отдельные частные особняки, дома и дачи. Москвичи покупают новые квартиры и начинают их ремонт или отделку. Фирмы ремонтируют свои офисы, строят магазины. Так или иначе, строятся все, у кого на это сколько хватает средств. Богатые вкладывают миллионы, бедные – пытаются провести ремонт и строительство собственными силами. Для тех, кто желает окунуться в мир ремонта и строительства возможностей предостаточно: строительные рынки, магазины строительных и отделочных материалов, строительные выставки, рекламные издания по ремонту и строительству, телепередачи по строительству домов и дач, ремонту и перепланировке квартир, дизайну интерьеров, обзоры и новинки строительных материалов. Строительные компании и фирмы в Москве, которых по разным оценкам насчитывается от 5000 до 8000, наперебой предлагают свои услуги: в рекламных изданиях, в интернете, в объявлениях на столбах и газетах, на рекламных щитах, по телевизору и на радио. Казалось бы, нет проблем среди такого многообразия найти себе достойную компанию для ремонта и строительства собственного объекта. Все говорят, что они самые дешевые, самые качественные и надежные, самые организованные и самые опытные. Кто же скажет о себе плохо?! А на деле все получается совсем наоборот! Спросите своих знакомых, кто остался доволен своими строителями? Мало таких найдется… Зато растет армия недовольных клиентов. Гораздо чаще можно услышать страшные истории о пьяных и неквалифицированных рабочих из недальнего зарубежья, о срывах сроков строительства, о том, как сорвало кран и затопило соседей после ремонта, о том, как потрескались стены, потекла крыша, перекосило дом, загорелась электропроводка и т.д. и т.п. Есть два типа клиентов: наученные горьким опытом и «новички», которые первый раз начинают строиться. С первым типом солидным и крупным компаниям работать легко и приятно. Такие клиенты понимают, что у строительной фирмы обязательно должна быть лицензия, договора, графики работ, счет в банке, офис, фактический и юридический адрес, технадзор и все остальные атрибуты, которые обязательно присутствуют у нормальной «белой» и честной компании, к которой всегда можно обратиться с претензиями и которую потом всегда можно будет найти. Со вторым типом клиентов крупным компаниям работать сложнее, как правило «новички» да еще и с ограниченным бюджетом на ремонт и строительство, это не их клиенты. Они ищут, у кого дешевле, и в погоне за дешевизной выбирают «подпольные» или «полунелегальные» фирмы, которые еще вчера были просто бригадой с рынка, а сегодня взяли себе какое-то название и сделали сайт в интернете, дав туда свой мобильный телефон. У таких компаний может быть и есть уже лицензия и юридическое лицо (все это стоит сравнительно недорого), но нет ни офиса, ни секретаря, ни грамотных инженеров, ни квалифицированных специалистов (есть только дешевая рабочая сила из нелегалов), ни бухгалтерии, ни рекламных материалов. Они за все свои услуги берут с клиента «черным налом» и заключают примитивный договор, по которому невозможно будет предъявить никаких претензий. Зато расценки у них крайне низкие. В своем стремлении сэкономить, клиенты часто забывают мудрые народные пословицы: «скупой платит дважды» и «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Забывают и попадаются на эту удочку снова и снова: платят за переделку в два раза дороже, забравшись за бесплатным сыром в пресловутую мышеловку. Конкуренция в Москве среди строительных компаний очень жесткая. Как правило, заказчики, устраивая тендер на ремонт и строительство своего объекта, просматривают не менее десяти компаний. И это правильно! Выбирайте! Устраивайте тендеры! Рассматривайте несколько предложений! Но никогда не смотрите только на цену. Пусть низкая цена не будет для вас единственным критерием отбора фирмы. Познакомьтесь поближе с той фирмой, которая назвала вам самую низкую цену (особенно, если она нереально низкая). Не поленитесь, нанесите ей свой визит, познакомьтесь с ней в ее офисе. А если у этой фирмы нет офиса, стоит сильно призадуматься! Потребуйте все документы, договора, лицензии, учредительские документы, графики, отзывы клиентов, грамотное коммерческое предложение, смету или укрупненный расчет. Никогда не верьте обещаниям построить вам офис или дом за ту или иную сумму, если вам не предоставили подробный расчет с материалами, объемами, расценками на работу. Запомните: потом вам придется платить и доплачивать бесконечно, чтобы доделать, переделать или начать все строить заново.
|